ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «31» августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ № 59
.
уТЛеушина Ф.С./
Приказ № 55-ОД от 31.08.2022 г.
Положение о логопедическом пункте в ДОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте в ДОУ разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями на 14 июля 2022 года, Инструктивным письмом
Минобрнауки России от 14.12.2000г № 2 «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения», Приказом Министерства просвещения РФ от
31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», а также Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение о логопункте в ДОУ определяет цель и задачи, порядок
создания и направления деятельности логопедического пункта в детском саду,
материально-техническую базу и финансовое обеспечение работы, регламентирует его
комплектование, организацию, а также устанавливает обязанности, права и
ответственность участников коррекционно-образовательных отношений и перечень
необходимой документации.
1.3. Данное Положение о логопедическом пункте в ДОУ (далее - логопункте)
направлено на реализацию ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 года, Федерального закона № 124-ФЗ от 24
июля 1998 г «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с
изменениями на 14 июля 2022 года, также положений Конвенции о правах ребенка.
1.4. Логопедический пункт открывается заведующим ДОУ при наличии
соответствующих
нормативно-правовых, материально-технических, программно
методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений
в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.5. Положение о логопункте регламентирует деятельность ДОУ по вопросам
организации работы логопедического
пункта на территории дошкольного
образовательного учреждения, устанавливает основные направления, регулирующие
правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта, гарантирует
возможности для получения логопедической помощи воспитанникам, имеющим
нарушения речи, обеспечивает условия для их личностного развития, педагогической
реабилитации.
1.6. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание
ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 25 детей с легкими
речевыми нарушениями, в возрасте 5 - 7 лет на одну ставку).
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации
по решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопункта ДОУ
2.1. Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими
основной образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Основные задачи логопункта:
- выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
-определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или)
компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также
индивидуально-личностных особенностей детей;
- осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
- предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного
возраста; формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению
эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
- интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи
в развитии речи;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.
3. Направления деятельности логопедического пункта.
3.1. Выделяют следующие направления деятельности логопункта ДОУ:
3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего
вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающей
деятельности;
- организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению;
- сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её анализ.
4. Порядок создания логопункта в ДОУ
4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении открывается
при необходимости исправления нарушений речи у дошкольников 5-7 лет на основании
данных обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ в срок до октября
текущего года, на основании утвержденного психолого-педагогическим консилиумом
(далее - ППк) списочного состава детей с нарушениями речи.
4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на
педагогическом совете ДОУ, возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе
дошкольного образовательного учреждения, разрабатывается и утверждается «Положение
о логопедическом пункте в ДОУ».
4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает создание
условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает
учителей-логопедов для коррекционной работы.
4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим образованием, владеющее методами нейропсихологического
обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и
практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой
подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта ДОУ
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному
принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется
по заключению ППк, на основании приказа заведующего дошкольным образовательным
учреждением и заявления родителей (законных представителей) воспитанника.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в
речевом
развитии:
фонематические;
фонетико-фонематические;
фонетико
фонематические с дизартрическим компонентом, нерезко выраженное ОНР Ш-ГУ
уровней.
5.4. Не подлежат приёму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжёлыми
нарушениями речи (ОНР - I, II уровней с дизартрией, алалией и задержкой психического
развития). Родителям (законным представителям) таковых детей рекомендуется
направление в специализированные дошкольные учреждения, в которых есть
логопедические группы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции
речевых нарушений. В случае отказа родителей (законных представителей) воспитанника
от перевода ребёнка со сложной речевой патологией в специализированные группы
учитель-логопед детского сада не несёт ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу
по коррекции речи с 25 детьми в течение всего учебного года.
5.6. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
5.7. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический
пункт, осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением.
6. Организация деятельности логопедического пункта в ДОУ
6.1.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи,
на логопункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и
подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в
часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику,
утвержденному приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими особенностями возраста детей и санитарным правилам и нормам
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость
подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения
индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте
соответствует работе дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с детьми,
имеющими НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков), 1 год - с детьми,
имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН
дизартрический компонент, заикание - 2 года.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ
обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности
с детьми;
- планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;
- оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения необходимым
оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.
6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей,
посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии,
заявление о зачислении ребенка на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения.
6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после обследования
специалистами ППк в течение учебного года.
6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном
логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на
непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями
(законными
представителями)
воспитанников
дошкольного
образовательного
учреждения.
6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований
и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту
произношения.
6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий
несут родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и
заведующий дошкольным образовательным учреждением.
7. Участники коррекционно-образовательных отношений
7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте
дошкольного образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные
представители) воспитанника, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:
- проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией;
- регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи,
оптимальное комплектование групп;
- определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
- планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми,
зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной
речи;
- составление индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих
нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное образовательное
учреждение;
- оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям)
воспитанников;
- отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;
корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов
логопедической помощи воспитанникам;
- оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада,
родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин
нарушений речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача рекомендаций;
- осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ, педагогомпсихологом, врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами ПМПК;
- информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и
результатах работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих
речевые нарушения;
- ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной
работы;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:
- самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с
воспитанниками дошкольного образовательного учреждения;
- повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в
соответствии с действующими нормативными документами;
осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения,
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
- контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию
детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
7.4. Ответственность учителя-логопеда:
- учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте ДОУ,
несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной
речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного
обучения детей с нарушениями речи.
7.5. Воспитатель ДОУ:
- создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;
- проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы
дошкольного образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;
- наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и
признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных)
вариантов развития устной речи;
- планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по
речевому развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;
- участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников ДОУ, зачисленных на
логопедический пункт;
- осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на
логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в
течение дня;
- взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ по вопросам освоения образовательной программы детей,
зачисленных на логопедический пункт;
- вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, зачисленных на логопедический пункт, обеспечивает заинтересованность
в ее результативности.
7.6. Администрация ДОУ:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно
педагогической работы;
- подбирает педагогических работников для коррекционной работы;
- обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебно
наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно
рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны руководствоваться в работе Положением
о логопункте в ДОУ, соблюдать права детей, занимающихся на логопедическом пункте в
детском саду, внимательно относиться к воспитанникам, сотрудничать в плане
коррекционной работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН
о правах ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС
дошкольного образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с
педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения по
преодолению речевых нарушений ребенка.
8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится
логопункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим
дошкольным образовательным учреждением, а также территориальной ПМПК.
9. Документация логопункта ДОУ
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед
ведет на логопункте ДОУ следующую документацию:
1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
4. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
5. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника,
зачисленного в логопедический пункт.
6. Акт обследования речевой деятельности.
7. Индивидуальные тетради воспитанников.
8. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного
учреждения.
9. Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на
начало каждого учебного года по результатам первичного обследования.
10. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
11. График работы учителя-логопеда.
12. Журнал учета движения детей на логопункте.
13. Журнал учета посещаемости.
14. Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
15. Рабочая программа.
16. Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий
требованиям действующих СанПиН.
10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины,
рисунки и таблицы, не связанные с коррекционной деятельностью.
10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным
учреждением, на базе которого он создан.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на. педагогическом совете, согласовывается с
Советом ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.