Лучшие друзья ребенка - это книги
21.04.2020
в развитии
Всем родителям хочется, чтобы их дети
были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в
жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая
во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и
педагогами стоит задача научить любить книгу. Из нашей статьи вы узнаете о
пользе чтения книг для детей и значении чтения в разном возрасте. Дети очень
любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки,
и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой
вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому
что книга:
- расширяет представление ребёнка о мире
- знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
- влияет на формирование предпочтений и
читательских вкусов ребёнка
- развивает мышление — как логическое, так
и образное
- расширяет словарный запас, память,
воображение и фантазия
- учит правильно составлять предложения.
Обычно дети с нетерпением ждут, когда
родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей,
которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог
благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и
хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время,
чтобы почитать детям.
Психологи считают, что дети, которым
читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.
Вот что происходит в моменты
совместного чтения:
Дети, которым часто читают, чувствуют
близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить,
нежели тем, кто лишён радости чтения.
Во время совместного чтения у детей формируется
нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки,
попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить
с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства,
сочувствия, долга, чести.
При активном слушании ребёнок ярко
представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он
эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем,
преодолевает собственные страхи.
Слушая литературное произведение,
ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как
стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль
родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые
могут произойти в жизни.
Книга – ключ к развитию ребёнка.
Книга формирует
мировоззрение ребёнка и даёт ему знания
Раннее детство и дошкольный период –
время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные
качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь
хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение
ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.
Из первых книжек самые маленькие узнают
о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах
жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые
стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.
Слушая чтение или читая самостоятельно,
ребёнок:
- знакомится с прошлым, настоящим и даже
возможным будущим мира
- учится размышлять, анализировать,
творчески подходить ко всему
- развивает речь, стремясь сделать её
правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной
- формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость
- знакомится с искусством, учится
чувствовать и понимать красоту
- формирует позитивное отношение к жизни
- вырабатывает правильное восприятие
природы, бережливое отношение ко всему живому
- учится ценить чужой труд и быть
трудолюбивым.
Какая литература интересна детям разного возраста с 2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.